Виртуальное пространство


Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Навигация
Новости
НовостиОбразования
Актуальное
[05.02.2012][Разработки]
Авторский Проект "Возникновение жизни на Земле"
[05.02.2012][Разработки]
Авторский проект-исследование "Многоугольник"
[12.03.2012][Разработки]
Мини-исследование "Полигон и диаграммы частот"
[12.03.2012][Разработки]
Тест для проверки знаний "Логарифмы"
[18.07.2012][Разработки]
Построение сечений параллелепипеда и тетраэдра
[18.07.2012][Разработки]
Расстояние между фигурами
[18.07.2012][Разработки]
Основы симметрии
[18.07.2012][Разработки]
Тригонометрия в 2-ух листах
[03.11.2012][Разработки]
Некоторые аспекты вступления России в ВТО. Приложение
Панорамы
Главная » 2012 » Ноябрь » 3 » Научная статья "Некоторые аспекты вступления России в ВТО"
09:38
Научная статья "Некоторые аспекты вступления России в ВТО"
Сегодня в условиях сложившейся международной обстановки между странами усиленно происходит процесс интеграции, направленный на укрепление интернациональных экономических отношений. В связи с этим, государства вполне оправданно стремятся найти рациональные способы взаимодействия друг с другом, в частности посредством своего активного участия в принятии решений на различных форумах стран и создания специальных субъектов экономических отношений, впоследствии преобразованных в полноценные сообщества, так называемые «площадки» для обсуждения важных вопросов мирового уровня. Одной из таких «площадок» является Всемирная торговая организация (ВТО). 
ВТО – это международная организация, призванная регулировать торгово-политические отношения участников. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования внешнеторговых проблем и контроля за реализацией соглашений. В последнее время в связи с переходом на либеральные рельсы в области развития мировой торговли главной целью ВТО становится либерализация мировой торговли и обеспечение справедливых условий конкуренции. Основополагающие принципы ВТО представляют собой регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики.
Основные преимущества вступления конкретной страны в ВТО выражаются в экономических (повышение доходов, занятости, эффективности внешнеэкономической деятельности) и политических (защита от лоббирования, борьба с коррупцией) выгодах. Процедура присоединения государства к ВТО многопланова и состоит из нескольких этапов. На начальном этапе происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Членство в ВТО, несомненно, дает стране множество преимуществ, поэтому главной задачей для России в ближайшем будущем является их приобретение на выгодных началах. Непосредственные шаги в этом направлении, безусловно, уже делаются. Переговоры России о вступлении в ВТО проводятся с 1994 г., начались с составления Меморандума, который содержал направления экономических реформ, внешнеторговый механизм, состояние валютно-финансовой сферы, основные законы о внешнеэкономической деятельности, статистику экономики. В 2005 г. Российская делегация на Шестой Министерской конференции в Гонконге использует свое участие в целях интенсивного продолжения переговоров о присоединении к ВТО. В рамках этого процесса российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям: по тарифным вопросам, сельскохозяйственной проблематике, доступу на рынок услуг и системным вопросам (вопросам соответствия российского законодательства нормам и правилам всего пакета соглашений ВТО).
Относительно общего уровня тарифов, установленного в стране, важно отметить положительную тенденцию на пути к снижению тарифных ставок, однако стоит обратить внимание на тот аспект, что колебания в этой области имели место. С 2001 по 2003 гг. тарифы повышались с 11% до 15%, своего максимума они достигли в пищевой и легкой промышленности – 23,1% и 19,5% соответственно. Но, начиная с 2005 г, данный показатель остается неизменным и составляет не более 11%. Россия обязалась уменьшить тарифные ставки в течение 4 лет после вступления в ВТО до 5% в сфере строительства и научного оборудования и с 20 до 7,5% в сфере гражданских авиаперевозок.
К наиболее важным и внутренне противоречивым обязательствам России относятся обязательства в сфере услуг.
Россия существенно ограничила степень участия иностранных компаний в области страхования, объем иностранных инвестиций в данном секторе составлял всего 15%, однако одним из обязательств при вступлении в ВТО являлось повышение этого показателя до 50%. Дело в том, что многие страховые компании страны чувствуют себя весьма уязвимыми перед международными поставщиками страховых услуг, гораздо более мощными и эффективными. В связи с этим они активно выступали против принятия соответствующих обязательств в этих секторах, тем самым тормозя процесс интеграции страны в мировое сообщество.
В банковской сфере оппозиционные настроения сосредоточились вокруг банковской деятельности на основе филиалов. Россия проявила готовность разрешить создание на своей территории дочерних предприятий иностранных банков. Такие дочерние предприятия должны быть зарегистрированы в качестве российских юридических лиц, обладать собственным капиталом, они подлежат надзору со стороны Центрального банка. Но основная проблема состоит в том, что ЦБ не в состоянии осуществлять должный контроль за их деятельностью во избежание образования риска для вкладчиков, однако, проникновение на рынок через филиалы связано с меньшими издержками, при снятии ограничений доля прямых инвестиций увеличится, что положительно скажется на общем климате страны. Россия не приняла данное обязательство, но через филиалы осуществляется успешная деятельность транснациональных банков, и со временем страна получит ощутимые выгоды от этого. 
Вопросы, касающиеся сельского хозяйства, также являются весьма спорными. В частности, нерешенной проблемой остается субсидирование аграрного сектора. Тем не менее, Россия уже приняла соответствующие меры по обеспечению доступа на рынок и по осуществлению санитарного и фитосанитарного контроля. Однако, между Россией и странами, уже вошедшими в ВТО, стали возникать непосредственные разногласия, касающиеся экспорта определенной группы товаров в Россию. Выход нашелся в проведении совместных своевременных проверках предприятий, продукция которых будет поступать на российские рынки. Многие американские исследователи отмечают, что российский режим регулирования в отношении продукции современных биотехнологий был непредсказуем. Например, в 2004 году Россия согласилась сохранять временную систему выдачи разрешений и регистрации поставляемой продукции, но до создания постоянно действующей, научно обоснованной и прозрачной. Наблюдатели уверены, что условия, связанные с государственной поддержкой сельского хозяйства, не должны создать особых проблем для аграрного сектора России. Так, по настоянию Бразилии, одного из крупнейших мировых экспортеров мяса, опасающегося, что Россия сконцентрирует поддержку мясного производства, российская сторона согласилась, что поддержка производства одного вида продукции не должна превышать 30% от объема поддержки в целом. При этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки у нас никогда не превышала 15-16%. 
Наряду с тем, что России удается найти компромиссы по некоторым проблемным вопросам, все же остаются довольно существенные разногласия, требующие немедленного разрешения. Политический фактор, вероятно, играет здесь не последнюю роль. Проблема так называемых «пограничных переходов» непосредственно связана с российско-грузинским противостоянием. Грузия настаивает на том, чтобы Россия установила полноценные таможенные посты на своей границе, чтобы перекрыть незаконные переходы между двумя мятежными регионами Грузии – Абхазией и Южной Осетией, через которые в Грузию якобы поступают большие объемы контрабанд, обеспечивающие выживание обоих регионов. Но Россия ввела запрет на ввоз грузинских вин, что было расценено как ответная реакция на жесткую позицию Грузии на переговорах о вступлении России в ВТО, когда Грузия использовало свое право вето, тем самым заблокировав деятельность Рабочей группы по присоединению России к ВТО.
Одним из важных аспектов регулирования взаимоотношений между государствами является функция правоприменительной политики в области интеллектуальной собственности. Рабочая группа подчеркивает, что Российское законодательство о защите прав интеллектуальной собственности соответствует ее международным обязательствам, что, вероятно, является очередным шагом на пути вступления в ВТО на выгодных началах.
Одна из самых острых тем, которые обсуждаются в связи с вступлением России в ВТО, - это проблема, связанная с динамикой изменений в автомобильной отрасли. Общеизвестно, что автомобили в России стоят гораздо дороже, чем в богатых странах. Российский потребитель переплачивает столь большие деньги за импортные иномарки, чтобы дать возможность автомобильной промышленности развиваться внутри страны. Но, сразу после присоединения к организации, пошлины на новые легковые автомобили снизятся с нынешних 30 до 25%, и в течение нескольких лет они останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по 2,5% в год, пока через семь лет не достигнут своего предела в 15%. Как следствие, новые иномарки должны подешеветь, и, таким образом, импорт начнет теснить производимую внутри страны автомобильную продукцию. Однако, важно учесть нетарифные методы, которые остаются в распоряжении властей и позволяют, например, понизив размер пошлины, увеличить акциз на легковые машины. Защита производства легковых автомобилей внутри страны будет осуществляться на должном уровне, поскольку в результате сложных переговоров было заявлено, что будет сокращен срок действия льгот для иностранных автопроизводителей, осуществляющих промышленную сборку автомобилей на территории РФ.
Развитие российского рынка грузовиков проходит под знаком противостояния отечественных и иностранных производителей. В отличие от сегмента легковых автомобилей здесь нашим маркам пока удается сохранять доминирующее положение. Более того, в кризис позиции российских грузовиков еще больше упрочились. Если по итогам 2008 года доля продаж грузовых машин отечественных марок снизилась до 45%, то по итогам 2010 года доля российских грузовиков составила 56,7% от всего рынка. В перспективе многие отечественные производители опасаются, что если все договоренности будут реализованы, то возможно на рынок из-за рубежа хлынут не только новые автомобили от ведущих западных компаний, но и подержанные, в частности из Китая, который активно наращивает выпуск грузовиков, что может обернуться серьезным ударом для российской экономики.
Сегодня на металлургию приходится более половины потерь от дискриминационных мер против российских товаропроизводителей на рынках иностранных государств. Присоединение к ВТО позволит решать эти вопросы цивилизованно, в рамках правил мировой торговли. Вступление России в ВТО приведет к прекращению квотирования экспорта металлопроката из России в Евросоюз. Реальные выгоды почувствуют только производители горячекатаного проката, так как по другим позициям экспортные квоты в ЕС российскими комбинатами не выбираются. На рынке США действуют ограничения на экспорт плоского горячекатаного проката из России. Сейчас ведется пересмотр ограничения поставок тонколистового проката, но этот процесс никак не связан со вступлением в ВТО. Остальная продукция в США не ограничивается. Действующие в других странах антидемпинговые расследования в отношении продукции российских металлургов сохранятся. Однако мы получаем возможность обжаловать часть ранее наложенных на нас ограничительных мер в рамках ВТО, например, в отношении поставок трансформаторной стали в Китай. Что касается внутреннего рынка металлопродукции, то членство в ВТО никаких значимых последствий иметь не будет. В течение последних 10–15 лет Россия уже фактически работает в условиях ВТО на внутреннем рынке (5-процентная ввозная пошлина на большинство товарных позиций по черным металлам не оказывает серьезного сдерживающего влияния на импорт).
Российские металлурги были в числе тех немногих отраслевиков, которые считали, что вступление в ВТО принесет весомую пользу российской металлургии. И действительно, для ориентированных на экспорт предприятий выгода от снижения пошлин очевидна. Однако внутренний рынок может оказаться под угрозой возросшей конкуренции со стороны китайских и украинских металлургических заводов. В связи с этим, существуют весомые плюсы и минусы вступления РФ в организацию по металлургическому сектору. Плюсы — это снятие заградительных пошлин на продукцию российских металлургов. Это сделает российские товары более конкурентоспособными на рынках США и Китая. Однако и минусы весьма существенны: российский рынок будет открыт для металлургической продукции Китая и Украины. Это значительно усилит конкуренцию. Однако, по мнению российских экспертов, главная опасность для российских металлургов — это не появление на рынке новых иностранных игроков, а борьба за потребителя. Российские металлурги в последнее десятилетие довольно успешно занимались покупкой зарубежных профильных активов. По всей видимости, вступление России в ВТО по крайней мере не создаст новых проблем в этой сфере. Вырастет ли активность сделок с участием российских металлургов после вступления в ВТО, пока сказать сложно. Отсутствие статуса члена ВТО не мешало российским компаниям активно развивать свои международные активы, особенно в предкризисные годы. Таким образом, членство в ВТО не является определяющим фактором для принятия стратегических решений относительно купли-продажи иностранных активов. По словам российских аналитиков, взрывного притока продукции иностранных компаний опасаться не стоит. Во-первых, России удалось вступить в ВТО с очень незначительными уступками, доступность нашего внутреннего рынка для иностранцев вырастет незначительно. Во-вторых, конкурировать внутри страны с российскими производителями по цене смогут разве что китайские компании, а на рынке Китая и других стран спрос еще долго будет превышать предложение, так, что китайские компании найдут, кому продать свою продукцию, и, не ввязываясь в ценовую войну с российскими производителями.
Членство в ВТО принесет российскому «hi-tech» снижение или отмену пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение трех лет после присоединения к Всемирной торговой организации будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику снизятся с 15 до 7-9%. Отечественные «hi-tech» - компании надеются, что теперь через таможню станет легче ввозить инженерные образцы высокотехнологичной продукции из зарубежных центров, ведь сейчас оформить провоз образца чего-либо, от чипа до бактерии, практически невозможно.
Перед Россией стоит задача создания и развития высокотехнологичных конкурентоспособных в мире отраслей экономики и производств, но «выращивать» их какое-то время следует в относительно тепличных условиях. Не один месяц Россия уговаривала мировые автоконцерны подписать соглашения о строительстве производств с высокой степенью локализации, это удалось сделать, и десятки компаний в обмен на защиту рынка от импорта согласились заняться практически полным циклом автопроизводства, а не сборкой колес и бамперов, как было раньше. Аналогичные планы озвучивались властями и относительно фармацевтической отрасли. Защита от импорта также дала возможность поднять сельское хозяйство. Впервые в этом году Россия взялась за экспорт некоторых агрокультур, например сахарной свеклы. Все это стало возможным благодаря многогранным формам поддержки.
Можно с уверенностью утверждать, что Россия, подавшая заявку на вступление в ВТО, и Россия, уже практически обосновавшаяся в глобальном «торговом клубе», — это две разные страны и две разные экономики. Степень открытости внутреннего рынка существенно выросла. Отечественные производители стараются повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции с целью увеличения спроса на товары российского производства. Российские специалисты отмечают, что российский бизнес намерен по максимуму использовать возможности ВТО на экспортных рынках, а также в части нетарифной защиты и поддержки внутреннего рынка.

Общие выводы независимых экспертов, в особенности зарубежных, показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. Однако ученые отмечают, что возможно могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, но лишь у тех, которые неконкурентоспособны уже сейчас. В то же время большинство экономистов сходится во мнении, что вступление России в ВТО благоприятно отразится на общем состоянии государства. Во-первых, получив права, которыми обладают все страны в составе Всемирной торговой организации, Россия, по сути, приобретет прекращение её дискриминации на уровне мегаэкономики, что, в свою очередь, будет означать получение практически свободного доступа российской продукции на внешнеторговые рынки. Как следствие, увеличится конкурентоспособность отечественных товаров. Во-вторых, возрастет авторитет страны на международной арене, государство будет непосредственно вовлечено в законотворческий процесс по составлению и утверждению правил и нормативно-правовых актов с учетом национальных интересов самой страны и интернационального сообщества. Важно отметить, что вступление России в ВТО дает стране уникальную возможность рационализировать существующие барьеры, касающиеся инвестиций и импортных товаров, что впоследствии поможет стране провести ряд необходимых реформ для поддержания общей стабильности внутри государства. Несмотря на трудности, которые предстоит испытать российской экономике в связи со вступлением в ВТО, альтернативы этому процессу, по мнению многих экономистов, не существует, тем более, что определенные результаты будут заметно отражены на общем благосостоянии страны, но не в короткой перспективе, а в течение 5-10 ближайших лет.

Мультимедиа-приложение "Некоторые аспекты вступления России в ВТО".

Список использованных источников:

1.Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.wto.ru.
2.Тарр, Д. Вступление России в ВТО: что достигнуто, чего можно ожидать [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Topics/Accession/Russian_WTO_Accession_Oct07_rus.pdf.
3.Резерфорд, Т., Тарр, Д. Вступление России в ВТО: влияние на макроэкономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Topics/Accession/RussiaWTOAccession.pdf.
4.Шульгин Д. Б., Кортов С. В. Право. Экономика. Маркетинг. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/820a921a021e0c66c3256c5500421b04?OpenDocument.
5.Алиев. А. Осторожно, рынок открывается. «Expert Online», 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://expert.ru/2011/11/15/ostorozhno-ryinok-otkryivaetsya.
6.Шохина Е. ВТО стоит дорого. «Expert Online», 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://expert.ru/2011/11/17/vto-stoit-dorogo.
7.Литвинова Н. Ботинки - на сдачу. «Эксперт» №21 (562), 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://expert.ru/expert/2007/21/berezhnoy/?n=87778.
8.Достаточно сильны для ВТО. «Эксперт» №46 (779), 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://expert.ru/expert/2011/46/dostatochno-silnyi-dlya-vto.
9.Батманова Е.С., Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения (раздаточный материал к курсам). - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – 111 с.
10.Дралин А.И., Михнева С.Г. Международные экономические отношения: учебное пособие. Изд. 2-e, пeрeрaб. и дoп. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 162 с.

Просмотров: 1521 | Добавил: Julia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Intel Edu Galaxy
ИКТ-технологии
Опрос
"Облачные" ресурсы
Статистика
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz