Виртуальное пространство


Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Навигация
Новости
НовостиОбразования
Актуальное
[05.02.2012][Разработки]
Авторский Проект "Возникновение жизни на Земле"
[05.02.2012][Разработки]
Авторский проект-исследование "Многоугольник"
[12.03.2012][Разработки]
Мини-исследование "Полигон и диаграммы частот"
[12.03.2012][Разработки]
Тест для проверки знаний "Логарифмы"
[18.07.2012][Разработки]
Построение сечений параллелепипеда и тетраэдра
[18.07.2012][Разработки]
Расстояние между фигурами
[18.07.2012][Разработки]
Основы симметрии
[18.07.2012][Разработки]
Тригонометрия в 2-ух листах
[03.11.2012][Разработки]
Некоторые аспекты вступления России в ВТО. Приложение
Панорамы
Главная » 2012 » Ноябрь » 3 » Научная статья "Информатизация образования. Часть 2"
21:30
Научная статья "Информатизация образования. Часть 2"
В целях изучения особенностей внедрения ИКТ-ресурсов в учебный процесс, необходимо провести ряд исследований, экспериментов в области слияния информационных технологий и сферы образования. В частности, важно отметить наметившуюся тенденцию по использованию электронных авторских приложений как инструментов для систематизации полученных знаний и навыков. Такими приложениями могут являться сайты-проекты, образовательные блоги, мультимедийные продукты, а также социальные сервисы «веб 2.0», известные как «веб-кейсы», позволяющие объединять различные компоненты онлайн-характера. «Веб-кейс» - это информационно-образовательное пространство, реализующее методы сотрудничества, впоследствии представляющее собой «площадку» для совместной деятельности. Свое применение «веб-кейсы» находят в различных сферах деятельности, однако, общеизвестно, что подобные модели в обучении активно используются в зарубежной практике бизнес – образования и способствуют формированию у студентов навыков решения типичных проблем.

Кейс-технология за счет ориентации на практические проблемы позволяет повышать мотивацию обучения, в связи с тем, что студентам становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. В этих целях весьма успешно используется метод «case-study», который выполняет свою основную функцию - обучение студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс оставляет обучаемых один на один с реальными ситуациями, развивая аналитические и коммуникативные способности.

Использование метода case-study имеет явные преимущества перед простым изложением материала, широко используемым в традиционной педагогике. Однако не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции. По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика.

«Кейс» - это описание реальной бизнес-ситуации, для которой студенты предлагают свои решения. Обычно кейсы раздаются для изучения заранее. Далее в аудитории группы студентов ищут решения, оформляют и проводят презентации своих решений. Затем в творческой, конкурентной обстановке проводится дискуссия и «разбор полетов». Бизнес-школы выделяют для кейс-стади значительное время. Так, в Уортоне (США) уделяется до 30% учебного времени на разбор кейсов, а в Гарвардской школе бизнеса - 90%. Студент западной бизнес-школы за время обучения прорабатывает сотни кейсов.

Однако, существуют достаточно весомые аргументы в пользу некоторых отрицательных эффектов от использования кейс-стади. В первую очередь, это дороговизна метода. Метод кейс-стади предполагает коллективное обсуждение кейсов. Но такой «коллективизм» дорог – нужно собрать группу в одной аудитории. А это – затраты на проезд, проживание, обучение (помещение, высокая оплата профессорам, администрации и обслуживающему персоналу, налоги и прибыль университета). Во-вторых, отсутствие инструментальных методов решения проблемы. Отсутствие в кейс-стади инструментальных методик (постановка задачи и поиска решений) заменяется коллективным методом обсуждения, презентациями и конкурентной дискуссией студентов. Создается иллюзия высокой продуктивности метода кейс-стади. Причем у преподавателей и студентов зреет уверенность, что с помощью типовых решений можно решить многие проблемы. Но бизнес-реальность не вписывается в разнообразие шаблонов вчерашнего дня. Ведь будут работать в быстроменяющемся настоящем и в малопрогнозируемом будущем.

В связи с этим, необходима масштабная реорганизация метода кейс-стади по некоторым проблемным аспектам. Вероятно, необходимо предъявить следующие требования к инновационным кейсам 2.0, а именно: обучение навыкам решения проблем, индивидуальность процесса изучения кейса, встраиваемость в систему дистанционного обучения, отсутствие фактора дороговизны инструментария.

Обучение навыкам решения проблем должно происходить посредством эффективного выявления проблем и способности их решать на базе умения видеть и выявлять противоречия, выстраивать причинно-следственные, системные связи и иметь настрой на достижение максимального результата при минимальных затратах.

Индивидуальный процесс изучения кейса связан с умением выделить конкретные задачи в целях поэтапного решения возникшей проблемы. Командное решение проблемы приводит к сумбурным действиям решателей и часто уводит в сторону от эффективного решения. В то же время индивидуальная работа решателя, вооруженного инструментальными методами, позволяет методично, задача за задачей, решить сложную проблему. В то же время «индивидуализация» изучения требует от студентов мотивации в исследованиях. Действительно, в «Кейсе 2.0» проблема мотивации обучаемого решается за счет увлекательности исходной проблемы и наличия интриги при описании взаимоотношений с заказчиком, при поиске и внедрении идей. В «веб-кейсе» детально демонстрируется весь творческий процесс, начиная с формулировки задачи и заканчивая полноценным решением проблемы, что обеспечивает наилучшую функциональность «обратной связи» между пользователем и кейсом засчет «карт решения», рисунков, схем и методических пояснений.

Встраиваемость в систему дистанционного обучения обеспечивается применением информационно-коммуникационных технологий в ходе коллективного взаимодействия между участниками процесса. Интернет-коммуникация, электронные кейсы, дистанционные курсы – это наиболее продуктивные способы получения знаний и навыков, и, безусловно, это ещё один шаг на пути к приобретению знаний и умений 21 века.

Изучив вышеперечисленные инновационные методы, требования по совершенствованию системы обучения с внедрением веб-кейсов, важно обратиться к исследованию сущностей использования вариантов кейсов на основе полученных систематизированных данных касательно рассмотренных аспектов:

Параметр

Кейс 1.0

Кейс 2.0

Тематика

Решение различных проблем (часто типовых)

Решение изобретательских проблем

Пользователь

Профессорский состав, конечные пользователи

Конечные пользователи: бизнес-инноваторы, инженеры-инноваторы; профессорский состав

Формат изучения работы

Коллективный, индивидуально-коллективный

Индивидуальный, индивидуально-коллективный

Стоимость

Высокая

Низкая

Методика

Кейс отдельно, методичка отдельно

Кейс и методичка на одном «носителе» + развернутая методичка отдельно

Таблица 1. Исследование кейсов

Согласно проведенному исследованию, очевидно, что использование метода «кейс-стади» второго уровня является значительно более продуктивным способом реализации собственных новаторских идей, подкрепленных соответствующим инструментарием, авторской задумкой и способностью грамотно распределять свою волю на разрешение сложной, имеющей нестандартную составляющую проблемы. Данный вывод подчеркивает поступательность внедрения в образовательную среду среды информационной, частично рационально решая проблему информатизации образования.

Несомненно, процесс внедрения новой информационной среды охватывает все сферы жизни общества. Являясь особым инструментом для оперативного распространения информационных сведений, информатизация образования призвана решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве. В связи с этим, необходимо отметить перспективы информатизации, её направления совершенствования. Во-первых, это важность организации сетевых проектов, отвечающих требованиям открытости и доступности образования. Во-вторых, это развитие сети дистанционных ресурсов в масштабах страны, что позволит участникам образовательного процесса беспрепятственно иметь доступ к материалам для обучения, что, конечно же, повысит интерактивность и динамичность учебного процесса. Таким образом, информатизация способствует дальнейшему развитию непрерывного образования в условиях информационного общества, расширенному процессу познания. Она может рассматриваться не только как проблема локального уровня – информатизацию образования по праву можно причислить к глобальным проблемам человечества на рубеже веков.

Список литературы:

1. Нестандартные формы и методы в обучения астрономии. Гончарова О.В. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.astronet.ru/db/msg/1177124/51.html.

2. Этапы становления и развития дистанционного образования в России. Далингер В.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=114&id_thesis=3961.

3. Информатизация образования: проблемы и перспективы. Винницкий Ю.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=attach&type=blogentry&id=3409.

4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://evolkov.net/case/case.study.html.

5. Козлова А. В. Метод кейс-технологии в организации самостоятельной работы студентов с помощью WEB 2.0 – технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/web-20_185.html.

6. Тимохов В. И. ТРИЗ – образование: кейс 2.0 [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.metodolog.ru/01142/01142.html.
Просмотров: 394 | Добавил: Julia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Intel Edu Galaxy
ИКТ-технологии
Опрос
"Облачные" ресурсы
Статистика
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz