В целях изучения особенностей внедрения ИКТ-ресурсов в учебный процесс, необходимо провести ряд исследований, экспериментов в области слияния информационных технологий и сферы образования. В частности, важно отметить наметившуюся тенденцию по использованию электронных авторских приложений как инструментов для систематизации полученных знаний и навыков. Такими приложениями могут являться сайты-проекты, образовательные блоги, мультимедийные продукты, а также социальные сервисы «веб 2.0», известные как «веб-кейсы», позволяющие объединять различные компоненты онлайн-характера. «Веб-кейс» - это информационно-образовательное пространство, реализующее методы сотрудничества, впоследствии представляющее собой «площадку» для совместной деятельности. Свое применение «веб-кейсы» находят в различных сферах деятельности, однако, общеизвестно, что подобные модели в обучении активно используются в зарубежной практике бизнес – образования и способствуют формированию у студентов навыков решения типичных проблем.
Кейс-технология за счет ориентации на практические проблемы позволяет повышать мотивацию обучения, в связи с тем, что студентам становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. В этих целях весьма успешно используется метод «case-study», который выполняет свою основную функцию - обучение студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс оставляет обучаемых один на один с реальными ситуациями, развивая аналитические и коммуникативные способности.
Использование метода case-study имеет явные преимущества перед простым изложением материала, широко используемым в традиционной педагогике. Однако не стоит полагать, что кейсы могут заменить лекции. По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) в Москве Питера Эксмана нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической «начинки», невелика.
«Кейс» - это описание реальной бизнес-ситуации, для которой студенты предлагают свои решения. Обычно кейсы раздаются для изучения заранее. Далее в аудитории группы студентов ищут решения, оформляют и проводят презентации своих решений. Затем в творческой, конкурентной обстановке проводится дискуссия и «разбор полетов». Бизнес-школы выделяют для кейс-стади значительное время. Так, в Уортоне (США) уделяется до 30% учебного времени на разбор кейсов, а в Гарвардской школе бизнеса - 90%. Студент западной бизнес-школы за время обучения прорабатывает сотни кейсов.
Однако, существуют достаточно весомые аргументы в пользу некоторых отрицательных эффектов от использования кейс-стади. В первую очередь, это дороговизна метода. Метод кейс-стади предполагает коллективное обсуждение кейсов. Но такой «коллективизм» дорог – нужно собрать группу в одной аудитории. А это – затраты на проезд, проживание, обучение (помещение, высокая оплата профессорам, администрации и обслуживающему персоналу, налоги и прибыль университета). Во-вторых, отсутствие инструментальных методов решения проблемы. Отсутствие в кейс-стади инструментальных методик (постановка задачи и поиска решений) заменяется коллективным методом обсуждения, презентациями и конкурентной дискуссией студентов. Создается иллюзия высокой продуктивности метода кейс-стади. Причем у преподавателей и студентов зреет уверенность, что с помощью типовых решений можно решить многие проблемы. Но бизнес-реальность не вписывается в разнообразие шаблонов вчерашнего дня. Ведь будут работать в быстроменяющемся настоящем и в малопрогнозируемом будущем.
В связи с этим, необходима масштабная реорганизация метода кейс-стади по некоторым проблемным аспектам. Вероятно, необходимо предъявить следующие требования к инновационным кейсам 2.0, а именно: обучение навыкам решения проблем, индивидуальность процесса изучения кейса, встраиваемость в систему дистанционного обучения, отсутствие фактора дороговизны инструментария.
Обучение навыкам решения проблем должно происходить посредством эффективного выявления проблем и способности их решать на базе умения видеть и выявлять противоречия, выстраивать причинно-следственные, системные связи и иметь настрой на достижение максимального результата при минимальных затратах.
Индивидуальный процесс изучения кейса связан с умением выделить конкретные задачи в целях поэтапного решения возникшей проблемы. Командное решение проблемы приводит к сумбурным действиям решателей и часто уводит в сторону от эффективного решения. В то же время индивидуальная работа решателя, вооруженного инструментальными методами, позволяет методично, задача за задачей, решить сложную проблему. В то же время «индивидуализация» изучения требует от студентов мотивации в исследованиях. Действительно, в «Кейсе 2.0» проблема мотивации обучаемого решается за счет увлекательности исходной проблемы и наличия интриги при описании взаимоотношений с заказчиком, при поиске и внедрении идей. В «веб-кейсе» детально демонстрируется весь творческий процесс, начиная с формулировки задачи и заканчивая полноценным решением проблемы, что обеспечивает наилучшую функциональность «обратной связи» между пользователем и кейсом засчет «карт решения», рисунков, схем и методических пояснений.
Встраиваемость в систему дистанционного обучения обеспечивается применением информационно-коммуникационных технологий в ходе коллективного взаимодействия между участниками процесса. Интернет-коммуникация, электронные кейсы, дистанционные курсы – это наиболее продуктивные способы получения знаний и навыков, и, безусловно, это ещё один шаг на пути к приобретению знаний и умений 21 века.
Изучив вышеперечисленные инновационные методы, требования по совершенствованию системы обучения с внедрением веб-кейсов, важно обратиться к исследованию сущностей использования вариантов кейсов на основе полученных систематизированных данных касательно рассмотренных аспектов:
Параметр
|
Кейс
1.0
|
Кейс
2.0
|
Тематика
|
Решение различных проблем (часто
типовых)
|
Решение изобретательских проблем
|
Пользователь
|
Профессорский состав, конечные
пользователи
|
Конечные пользователи:
бизнес-инноваторы, инженеры-инноваторы; профессорский состав
|
Формат изучения работы
|
Коллективный,
индивидуально-коллективный
|
Индивидуальный,
индивидуально-коллективный
|
Стоимость
|
Высокая
|
Низкая
|
Методика
|
Кейс отдельно, методичка отдельно
|
Кейс и методичка на одном «носителе» +
развернутая методичка отдельно
|
|